...за слово "любовь"

Прошлое - ложь, для памяти нет дорог
обратно, каждая миновавшая весна
невозвратима.
Габриэль Гарсиа Маркес

Люди - точно дороги, вынырнувшие из темноты, -
Без продолжения - друг к другу они не ведут -
Идут вкруговую - приближаются только к себе -
Как планеты на вечных орбитах.
Жорж Роз

Не любят наши государственные театры молодых драматургов. Видимо, постановки на сцене заслуживают только "забронзовевшие". Дальше, Буркина, Арбузова или Вампилова дело не продвигается. Причем "боятся" не зарубежных, а именно русских авторов. Может быть это происходит потому, что старшее поколение не готово повернуться к современности, новому языку сцены, а молодежь вообще посещает театр редко. Наверное, поэтому большинство современных пьес поначалу обкатывается в актерских студиях, учебных спектаклях, любительских театрах. Заслуга последних в том, что они не мучат своим академизмом, стыдятся ненужного пафоса и не стараются подделаться под зрителя.

Театр похож на изменчивого Януса: одновременно требует и определенного уровня подготовки, и непредвзятости восприятия. Сегодня русская драматургия настороженно относится к нововведениям. Наверно, такова наша общероссийская черта - не высовываться, держаться ближе к корням - чем крепче, тем лучше. Но все же лед тронулся, господа крестоносцы. В первую очередь это касается самих сценических постановок. Ведь и классические произведения переделывают так, что не один раз их стоит посмотреть, чтобы "докопаться" до режиссерской идеи. Но это не набивает оскомину. Яркий пример подобных работ - постановки В. Кокорина, к сожалению, от нас уехавшего. Ироническое отношение к истории, языковая игра, смещение времени (прошлое может оказаться настоящим и т.п.) - вот несколько черт, которые из современной литературы перешли на сцену:

"Русскими буквами" Ксении Драгунской - из пьеса, которую тоже можно отнести к новой волне. В Иркутске она вышла на сцене "Диалога".

"Диалог" - это театр - клуб - студия, которая существует уже 21 год (возраст совершеннолетия). Все это время основным его составом были студенты различных иркутских вузов. Они приходили, чтобы научиться актерскому мастерству, узнать жизнь театра изнутри, а остались, чтобы с этим никогда не расстаться. Студией были поставлены пьесы, которые в государственных театрах пропускались "со скрипом" - и зритель не тот, и темы слишком "болезненные": Э. Радзинский "Беседы с Сократом" (1986 г.), Г. Полонский "Медовый месяц Золушки" (1994), Т. Василенко "Три пьесы для фортепиано, голоса и души" (1995), Н. Нагорнов "Суперстена" (1996, 2001).

Новая постановка театра опять обращена на проблемы взаимоотношений личности и мира. Сюжет сам по себе не сложен. Учитель русского языка в Дании, - Ночлегов - возвращается, чтобы сдать свой дом жильцам "для зачатий". По его объявлению, конечно не со столь экстравагантными целями, приходит Скай, как написано в начале, богатая дама тридцати лет. Кроме них, в особняке поселяется Стрелец, что-то вроде обанкротившегося Лени Голубкова. Три обитателя дома живу, казалось бы счастливо (к тому же Скай находит свою прежнюю любовь, теперь иеромонаха Евлогия). Но на хим.заводе, который "фурычит на том берегу" происходит авария, и всем собравшимся приходиться, в буквальном смысле слова, разойтись - каждому в свою сторону.

А вообще-то с героями не так все гладко. Они сами рассказывают о себе, а для нас - так и остаются загадками: приходя из ниоткуда, опять исчезают в пустоте. Скай: то ли снайпер, то ли угонщица; Стрелец: то ли бездомный сумасшедший, то ли обыкновенный бомж.

В самой пьесе сильна тема людей - глюков, как называет их Ночлегов. Это и уличный комитет национального самоспасения, и бомжи, разбирающие Дом-Сад. Для обитателей особняка они просто не существуют: "А вы мерещитесь, вот и мерещитесь себе молча" - таким "заклинанием" персонажи отгораживаются от наступления мира. В спектакле глюки появляются только раз, чтобы Ночлегов узнал о гибели друга детства в Киргизских событиях, в пьесе же они остаются вплоть до финальной сцены. "Миражи" заставляют принимать свою реальность, а Ночлегов хочет оставаться в детстве - самом счастливом времени своей жизни, поэтому и не хочет принимать "их" правду.

В самой пьесе больше акцентов на абсурд окружающего мира. Скай привозит из города свежую "Пионерскую правду", а Стрелец рассказывает, как ему пришло письмо из акционерного общества. В сценической постановке эти моменты почти совсем отсутствуют. Ведь абсурдны не герои, а их окружение.

Изображение развивающихся по спирали событий - в одном месте скажешь, а в другом откликнется - здесь отсутствует. Встреча героев в этом пространстве и в этом времени -прихоть судьбы, случая, рока - да чего угодно. Например, в постановке "Диалога" перед началом спектакля Ночлегов сидит вместе со зрителями, в финале - опять возвращается в зал. Он как бы из нашего, то есть иного для сцены, мира. И, кстати, это единственный персонаж, у которого есть полное имя - Егор Андреевич. У бывшей хиппи вместо имени английское слово "небо" - Скай, у бродяги - кличка - Осенний Стрелец, у Алеши - монашеское имя - Евлогий.

Парадокс в том, что именно язык заставил героев стать ирреальными. Язык и его носители поменялись местами, теперь герой существует только благодаря тому, что есть язык. Из- за него Скай попадает в колонию, Ночлегов теряет любовь, Евлогий - Алеша остается один, а Стрелец вообще теряется в пространстве и во времени. И это чудо, что все они встретились, хотя это не дает никакой надежды. Ведь у нас можно пострадают даже за слова "мир", "любовь", написанные "русскими буквами". Бессмыслица заставляет уйти в никуда.

Финал пьесы и спектакля также различны: у Драгунской герои остаются стоять за плакатом "Обитать запрещается!", у "Диалога" они в тишине расходятся, каждый в свою сторону, по своей тропе в пустоту - ничего не найдя, да, в общем-то, ничего не потеряв. Может быть, только новый поворот на нелогичной дороге жизни. Правда, Ночлегов все же выходит за пугающее предупреждение, во внешний мир.

Discuss this in the Forum      Обсудить это на Форуме

 
Copyright ╘ 2003 by Ekaterina Shestopalova
Maybe you have something to say? click here.
Back to Reviews