Концепция времени в обществе, культуре и языке

Скоро появятся материалы международной конференции, посвященной 85-летию факультета филологии и журналистики Иркутского государственного университета. Конференция проходила 16-19 сентября 2003 года. За три дня заседаний в секции литературоведения было заслушано двадцать три доклада, в которых так или иначе говорилось о времени и его разновидностях.

Интересными были киноведческие наблюдения А. Типпнер (Киль, Германия) о месте и времени воспоминания в фильме А.Тарковского "Ностальгия": прошлое естественно долговечнее настоящего; а кино как вид искусства - это возможность преодоления текучести времени ("Кинокадр - "консерва" времени"). Процессу творчества Чехова, проходящего по законам памяти, было посвящено исследование А.А.Канашиной (Москва). М. Свифт (Окленд, Новая Зеландия) размышлял больше о современности - времени кумиров, когда сложнее верить в человека.

Кстати, в докладе И.И. Плехановой (Иркутск), открывшем пленарное заседание, рассматривались тенденции воплощения образа времени в самой современной русской литературе, появившейся в последний год.

Говорилось о связанном с чувством эпохи жeстовом времени в романтической повести (М. М. Жорникова, Улан-Удэ) - о чем в свое время писал А. Арто: жест есть внешнее выражение внутреннего человека. Говорили о трагическом переплетении прошлого и настоящего в сознании поэта, видящего себя наследником традиции, слышащего "железный скрежет какофонических миров" и наблюдающего смену культуры цивилизацией (А.С Сваровская, Томск). Доклад В. Ф. Уляндро (Иркутск) открыл живого, нерассудочного Салтыкова-Щедрина, напомнив о существовании хорошей русской сатиры. (Слегка подзабытое "Хочется не то конституции, не то севрюжины с хреном").

Докладчики смело предлагали свои научные неологизмы: Н.В. Дулова (Иркутск), говоря о родовой памяти и семейном времени как истории рода и прогнозировании будущего, изобрела понятие "реставрационное время".

Специфика мифологического времени рассматривалась в докладах Е.В. Сумароковой и Е. Е. Апрелковой (Иркутск). Доклад А.С. Собенникова "Категория судьбы в драмах Чехова" - об экзистенциальном времени, проявляющемся через оценку прошлого, - еще раз обратился к теме фатализма русских.

Оказалось, что нет общего времени даже у близких друг другу людей, что время и сознание играют друг с другом (Т.Ю. Климова об "Удавшемся рассказе о любви" Маканина, Иркутск), что "самый репрезентативный образ времени (в поэзии О. Седаковой) - играющий ребенок" (Н.Н. Подрезова, Иркутск) (Как не вспомнить Гераклита, называвшего вечность ребенком, забавляющимся игрой!) Иногда из времени переходили в пространство - к "билингвизму Ленского тракта", созданию песен на двух языках - якутском и русском (О.И. Чарина, Якутск), или к музыкальным реминисценциям у Вампилова (С.Р. Смирнов, Иркутск).

В дни конференции говорили о том, что "ничто в мире не пропадает: ни сказанное, ни подуманное"; о "культуре как смысле существования времени"; о "неподлинности исторического времени, враждебного человеку"; о "жизни как бытии во времени, о созидании через соотнесение со вневременным"; наконец, о времени "как открытой возможности" и о том, что все-таки "точка отсчета - человек и только через него проявляется время".

Discuss this in the Forum      Обсудить это на Форуме

 
Copyright ╘ 2003 by Natalya Shestakova and Elena Kurchina
Maybe you have something to say? click here.
Back to Reviews