Culture Shock

Be prepared in advance
However good your English or however great your preparations, whether for a short visit or a lengthy residency, you can't avoid a culture shock. You will experience a kaleidoscope of emotions which are not only associated with the language barrier. Many are related to the loss of habitual orientated habits, customs or guidelines in the social environment and complicated adjustment to unfamiliar culture surroundings. A range of feelings could arise as a result of responses on everything that has been seen and heard in this new country. You can feel acceptance and appreciation, enjoyment and admiration, surprise and misunderstanding, confusion and disappointment, non-acceptance of customs and a desire to debate about stereotypes of English people and their way of life. Of course you take in your surroundings and feel their effect on you while your judgements mainly depend on the duration of your stay in Britain. As a rule, pleasant emotions and elation of new exciting surprises prevail over the negative feelings during the first few days or weeks on arrival in the country.

As for me, the sky above England seemed to be so much bluer than in Russia and sales assistants in the shops were most polite and showed great consideration for their customers. But that was nothing compared with the smiles and 'hello's' I received from passer-bys in the streets - except in London! This was a far cry away from the sullen faces that greet you in most Russian city streets.

Driving Style
Driver's behaviour on town roads is worthy of praise in ballads of time to come. You arrive at a pedestrian crossing, too preoccupied to pay attention to the red traffic light and step out into the road without the dreaded fear of being run over by a speeding Lada or BMW. At the last minute you cast a glance, by intuition, towards the potential danger in the form of an approaching motorcar and see it has already stopped, and you fix your eye on the smile of the understanding driver. His gesture says - 'you first, I'll wait'! It's then only left for you to 'sing' a thank you, nod your head and cross over to the opposite pavement.

Again, a far cry from the usual practice of putting your life at risk as you try to dodge from side to side with crazy Russian drivers bearing down on you with screeching brakes, blaring horns and wicked glaring eyes behind the steering wheel. On the whole, the driving style in England arouses admiration and is worthy of imitation.

Queues
Now regarding English queues! The first time you come face to face with them is when you need to get a visa in the British Embassy or Consulate in one of Russia's cities and after that at the airport. Of course, these are not proper English queues because the queue consists of Russian citizens. But even so, you realise that the shape of the English queue is somehow different and couldn't be framed within a stereotype. Russian queues generally have tendency to spread at different sides. But English queues are regulated and formed rather as a linear structure. At the same time in English queues nobody tries to cut into the line or try to push to the front. They don't create excuses to say that they have queues for ages or that their train leaves in 5 minutes - all good Russian excuses.

So one can say that real English queues are different from Russian not only in shape but also by the general atmosphere that hangs over them. People in English queues keep a space between each other and are usually silent and look relatively laid-back. It seems that people came only to stay awhile because they have nowhere to go. That's out of character with our native queues, which are a suitable place for socialising as well as expressing negative emotions on wide range of issues. Wouldn't it be nice for Russians if a very simple portable queuing system could be introduced? The English people know which side is the 'right side' by the simple use of a few metallic posts and lengths of rope. The introductions of these would make Russian queues look more or less civilised.

Something for nothing
It's a wonder to me, especially at the beginning, that there are so many possibilities to get a variety of things for free. As an example, essential free plastic bags while shopping is generally accepted as standard. In Russia you have usually to carry a supply whenever go shopping otherwise you need to pay for simple plastic bags. Offers such as 'Buy 1 get 1 free' or '3 for the price of 2' always give rise to excitement within customers. Or 'Free gift' if you buy or order goods - it could be a small box of vitamins or a large TV-set. As often as not the 'gift' can be quite useful and fairly expensive when related to the product purchased.

But life in Britain spoils her citizens and even more - it perverts their minds when dealing with broad consumer rights. Some cheeky customers can buy nice clothes for a special occasion and having worn them to a party, or whatever, can them return them back to the shop for a refund. They use such excuses that the item was an unwanted gift, wrong size or colour or poor quality. Some ladies make claims that after several months the seams have burst. Ladies, please, watch your figures!

A recent observation I made was: a couple had a meal in a pub, paid for the meal but then straight away complained to the manager about their dissatisfaction with the food or service. Of course, repayment of the meal is the lesser of two evils for the English pub in terms of reputation and loss of potential customers. However it wouldn't be possible, in Russia, to leave a restaurant claiming a refund for the already eaten beef stroganoff and drunk vodka!

Weather and clothes
While studying the English language one is aware of how much time people in Britain talk about the weather. Surprisingly, it doesn't cause them to react appropriately to the weather or temperature changes. The way local people dress, their clothes do not always match the weather conditions. This is especially prevalent with the younger generation - that bare midriff in winter for example. It is very rare to see English people wear hats even when it's frosty, and it's a common thing to pull their sleeves over their frozen hands instead of using gloves - all in the name of fashion. You can see people in the street wearing sandals even when the temperature is only 5C. I feel always pity looking at babies and toddlers in prams -young parents don't care about uncovered tiny heads, pink hands and bare feet exposed to the cold air.

Passing on from the topic of the weather sense, to the theme of English culture of dress and fashion. May I presume to surmise that proper dress culture does not exist outside of London? The idea of a so-called ' classical English style' that's adored in Russia seems to be no more than regular 'Soviet propaganda'. The average English person turns out looking rather poor and not smart at all. They call such mode of dress as casual. A set of clothes consists of un-ironed and saggy sports shirts - or even two as one short-sleeved one is usually worn over a long-sleeved shirt - plus trousers and, again, sandals with or without socks. Are the socks there maybe to make up the warmth that proper footwear would supply! I would call such a trend in clothing as 'unisex'. Nevertheless there could be an option for so-called 'high fashion' when a classical style black coat has been worn together with pink socks and white trainers. It's clear that there is some regional tendency:- the farther from London the more the British don't care how they look.

Russians take much notice of what they wear and are quite fussy over their appearance and usually dress well. If they come to England they would feel out of place in their smart clothes and would have to buy the 'uniform' of jeans, shirt and sandals to blend in. The English tend to wear these casual clothes for every occasion- to go shopping, to the college, to the pub, to walk the dog or even to go the theatre. So it's not a problem to look like an average British person but it could raise a thought - Am I being myself?

Sanitary facilities Theoretically I completely agree with the idea that while adapting to other cultures, it's important to be aware of traditions and customs and to be positive regarding everyday situations. On broader scale you should be prepared to change your habits. I have tried and have been successful on numerous occasions. But there is still one traditional thing I am not able to get over. This is the deficiency of mixer taps in bathrooms. No one can persuade me that it's better to have chained plugs for the sinks, and wash in dirty water, rather than have mixer taps and wash in clean running water, at the temperature you want.

British people isolate themselves from the rest of Europe, but having spent time visiting foreign countries surely they could appreciate the common sense of using mixer taps. It would appear that some simple achievements of civilisation have not yet been implemented. Once while staying in temporary accommodation I tried to show the obvious convenience of changing single taps to mixer taps by using a rubber tap extension. This was rejected as junk.

Probably Mikhail Zadornov, a Russian satirical writer, was right when he said ' our man' has developed out of poverty and 'their man' stagnated in wealth.

Conclusion
It is impossible to expect that you would feel constant happiness when coming over to other countries and being in alien surroundings. Psychological discomfort dissolves as adjustments to the new circumstances take place. This period of change is some kind of trial, the experience we feel when we perceive a new language, people and different cultures. Also it is an understanding of ourselves and a discovery of something new - in our own language and the culture of our homeland. But if you suddenly notice that you are getting over critical towards your new surroundings, maybe it's time to take a trip back home to experience the reverse 'culture shock'!

Прочитать это по-русски
Read it in Russian

Valentina Walker
valyawalker@aol.com

Discuss this in the Forum      Обсудить это на Форуме

Copyright ╘ 2004 by Valentina Walker
Back to Café

Культурный шок

Будьте готовы заранее
Каким бы замечательным английским вы ни владели и как бы старательно ни готовились к пребыванию в Великобритании, все равно культурного шока вам не избежать. Вам предстоит пережить калейдоскоп эмоций, связанных не только с языковым барьером, но, главным образом, с потерей привычных ориентиров социального окружения и трудностями адаптации к чужой культурной среде. Как ответная реакция на всё увиденное и услышанное в новой стране у вас могут возникнуть такие чувства как одобрение и уважение, удовлетворение и восхищение, удивление и непонимание, лёгкое раздражение и разочарование, абсолютное неприятие и нервный срыв, желание поспорить по поводу стереотипных суждений об англичанах и т.д. Несомненно, ваши ощущения и оценки происходящего во многом зависят от продолжительности пребывания в Британии, но чувства восторга и воодушевления всегда превалирует над отрицательными эмоциями, как правило, в первые дни или недели по приезде в страну.

Лично для меня голубое небо Англии показалось значительно голубее российского, продавщицы в магазинах - самые вежливые и предупредительные в мире, а лучезарные улыбки прохожих (Лондон - исключение!) просто не с чем было сравнить.

Манера вождения
А поведение водителей на городских дорогах - это отдельная песня! Ты подходишь себе к перекрёстку, поглощённая своими мыслями, даже не замечая красного сигнала светофора, и ступаешь на проезжую часть без боязни, что на тебя внезапно наедет транспортное средство. Лишь интуитивно бросаешь взгляд в сторону потенциальной опасности в виде приближающегося автомобиля, но фиксируешь в сознании уже остановившуюся машину, улыбку понимающего водителя и улавливаешь его изящный жест, мол, переходите, пожалуйста, а я подожду. Остаётся только пропеть "спасибо", кивнуть или чуть взмахнуть рукой в знак благодарности и завершить своё поступательное движение в сторону противоположного тротуара. Никаких тебе лишних движений и шарахания из стороны в сторону, ни взвизгивания тормозных колодок, ни свирепого взгляда российского водителя. Культура вождения в Великобритании вызывает восхищение и является примером для подражания.

Очереди
А английские очереди! Вы с ними встречаетесь впервые в отделе получения виз в Британском посольстве или консульстве, а затем в аэропорту. Правда, это не совсем английские очереди, поскольку их образуют в основном российские граждане. Но и при таком раскладе вы понимаете, что форма английских очередей несколько иная, не вписывающаяся в совковский стереотип. Российские очереди, как правило, имеют тенденцию бесформенно расползаться в разные стороны, в то время как "у них" всё обгорожено, чтоб придать очереди упорядоченный характер в виде "линейной структуры". При этом в английской никто не лезет нагло вперёд, имея сомнительно-уважительную причину, и не приводит сокрушительные доводы типа "у меня поезд через 5 минут" или "а я тут стояла".

Так что можно сказать, что настоящие английские очереди отличаются от советских и российских не только по форме - в них царит иная атмосфера. Граждане в английских очередях держат дистанцию между собой, обычно немногословны и выглядят как бы отрешёнными. Впечатление такое, что народ только затем и пришёл, чтобы просто постоять - спешить-то некуда. Согласитесь, это не похоже на нашу родную очередь - подходящее место для общения и выражения эмоций, часто отрицательных. Неплохо бы и в России повсеместно внедрить простенькое переносное оборудование, "направляющее" очередь и представляющее собой что-то типа канатов, поддерживаемых металлическими стойками, расставленными на некотором расстоянии. Тогда очереди, возможно, выглядели бы более цивилизованно.

Халява Поражает, особенно поначалу, обилие возможностей приобретения разнообразных вещей "на халяву". Например, неотъемлемые при покупке товаров во всех магазинах бесплатные пластиковые пакеты - это общепринятая норма в торговле. А вот продажа товаров по схеме "Купи 1 вещь или продуктовую упаковку, а 2-ая будет бесплатной" (Вuy 1, get 1 free) или "Купи 3 упаковки, а плати только за 2" (3 for the price of 2) - всегда вызывает покупательский энтузиазм. Или "Подарок - каждому, кто купит или закажет товары на энную сумму". Не исключено, что покупая такой товар как упаковку витаминов, косметику, или телевизор, в качестве подарка будет предложены соответственно электробритва, фен для волос и проигрыватель компакт-дисков.

Прямо-таки балует Британия своих граждан и, в некоторой степени, даже развращает, наделяя покупателей и потребителей услуг широкими правами. Некоторые небесхитростные покупатели приобретают наряды исключительно на время торжества или, к примеру, к Рождеству, а потом, поносив вечерок, приносят обратно в супермакет, извиняясь, мол, наряд был куплен в подарок и не подошёл по размеру. При наличии чека можно вернуть даже прошлогоднюю покупку с жалобой на качество изделия. Ещё бы! За несколько месяцев фигура "расплывается", швы на шёлковом платье "расползаются", но, тем не менее, английской леди возвращают деньги с извинениями за "плохое качество" товара.

А вот недавнее наблюдение: средних лет пара поужинала в заведении ресторанного типа, расплатилась за ужин, покинула столик, а минуту спустя обратилась к менеджеру, выражая неудовлетворение сервисом и ненавязчиво требуя компенсацию в эквиваленте стоимости съеденного. Деньги были возвращены - ведь для ресторана это меньшее зло, чем потеря хорошей репутации и потенциальных посетителей.

Погода и одежда
Изучающие английский язык знают, что жители Великобритании много времени уделяют разговорам о погоде. Тем не менее, это мало влияет на их адекватную реакцию к переменам погодных и температурных условий. Местные жители, особенно молодёжь, одеваются не по погоде. Редко вы заметите шапки на головах англичан даже в морозец, а ношение перчаток заменяется натягиванием рукавов на замёрзшие пальцы. "Обутых" во вьетнамки или сандали вы встретите даже при температуре не выше 5 град тепла, ну, впрочем, иногда можно заприметить и носки - бесспорно, так теплее. Вызывают жалость детки с непокрытыми головками и голенькими ручками-ножками, которых беспечные молодые родители везут в холодных колясках.

Что касается культуры одежды англичан, возьму на себя смелость утверждать, что таковая вообще отсутствует за пределами Лондона. И все ваши представления о так называемом классическом английском стиле - это не более как очередная советская пропаганда. Среднестатический английский труженик предпочитает какому-никакому стилю - "никакой", но прозванный "повседневной одеждой". В комплект одежды входит бесформенно обвисающая футболка, или две (причём та, что с короткими рукавами, непременно поверх той, что с длинными), плюс штаны и те же сандали, с носками или на босу ногу. Я бы назвала такое направление в одежде "бесполым стилем". Однако, возможны также отступления в сторону так называемой высокой моды, например, когда классического стиля чёрное пальто носят в комбинации с розовыми носками и белыми кроссовками. Отчётливо прослеживается региональная тенденция: чем дальше от Лондона, тем пренебрежительнее отгошение британцев к тому как они выглядят.

Не исключено, что русские, уделяющие много больше внимания своему внешнему виду и практически всегда одетые красиво, могут почувствовать себя "белыми воронами" среди местных жителей и испытать желание смешаться с толпой, купив одежду попроще. Шорты или джинсы, футболка и сандали - это вроде национально-универсального одежного набора, в котором ходят по магазинам и на занятия в колледж, в пивнушку и на прогулку с собакой, а также на пляж и в театр. Вывод: внешне выглядеть как настоящие британцы совсем не трудно. Другое дело, может возникнуть вопрос "А не смешон ли мой наряд?".

Сантехника
Теоретически и полностью согласна с мнением о том, что, адаптируясь к чужим культурам, нужно понимать традиции народов, свои негативные мысли по поводу жизненных ситуаций заменять на позитивные, и вообще, надо быть готовыми к изменению своих привычек. Однако никак не удаётся мне привыкнуть к одной очень традиционно английской штуке - отсутствию смесителей в ванных и туалетных комнатах. Может ли кто меня убедить в целесообразности иметь затычку к умывальнику вместо смесителя. К примеру, зачем нужна эта пробка в туалетной комнате, скажем, престижного универмага? Не для мытья ли головы или маленькой постирушки в крохотной раковине, снабжённой двумя крантиками для горячей (очень горячей!) и холодной воды?

Британцы обосновались несколько в стороне от центральной Европы, но, проводя отпуск во Франции и других странах, могли бы оценить удобства пользования смесителями. Тем не менее, упорствуют в перенятии элементарных достижений цивилизации. Моя попытка показать преимущество сантехнической детальки на практике однажды закончилась полным провалом: прилаженный резиновый смеситель в туалетной комнате английского дома - места моего временного проживания - был отвергнут за ненадобностью. Ну, что ж, наверно, прав Михаил Задорнов: "Наш человек развит от нищеты, а их - туп от сытости".

Заключение
Приезжая в другую страну и попадая в непривычное окружение, трудно ожидать постоянного ощущения счастья. Возникающий психологический дискомфорт по мере вживания в новую среду постепенно исчезает. Период адаптации - это испытание, которое даёт нам не только опыт познания языка, людей и чужой культуры, но и постижение самих себя, открытие чего-то нового - и в языке, и в культуре своей родной страны. А если вдруг вы заметите в себе непомерное чувство критицизма к привычкам, стилю общения и манерам поведения жителей страны вашего пребывания, тогда не пора ли вернуться домой, в Россию, чтоб почувствовать разницу в мироощущении?

Прочитать это по-английски
Read it in English

Валентина Уолкер
valyawalker@aol.com

Discuss this in the Forum      Обсудить это на Форуме

Copyright ╘ 2004 by Valentina Walker
Back to Café