Американцы

Не правда ли, нам всем надоели эти американские накачанные самцы, активно действующие на наших экранах? На русских экранах должны быть русские самцы, на так ли? И какое же облегчение испытываете вы, переключая канал с однообразного, и глупого, и, самое главное, непонятного американского блокбастера на милый вашему сердцу российский сериал, где всё про жизнь, всегда (после советской мечты), оказывается, убогую и жестокую, но иногда и с чудесами, как в сказке (или в советской мечте). Наша жизнь - это российский сериал постсоветской эпохи, согласитесь.

Что же самое отталкивающее в американских фильмах? Наверное, их однообразие. Они все как будто сделаны по одной болванке. Опытный зритель скажет, что там нет ничего, кроме полуторачасовой драки со злодеем, кончающейся с неизбежностью полным поражением злодея. Что это скучно. Что там не показана неоднозначность поступков, как это бывает в реальной жизни или в чернушном российском сериале. Единственная неоднозначность, которую согласится показать американский режиссёр в злодее, - это его, злодея, потуги осознать, какой он злой и неправильный. В каждом более или менее популярном американском фильме человек, проходивший русскую литературу по советской системе преподавания, видит навязанную ему общеизвестную и оттого скучную мораль (стучать нельзя, предавать друзей нельзя, нельзя отказываться от любви или дружбы из трусости, нужно бороться со злом, нужно думать о других и проч.). Русский зритель смотрит на такой фильм и, радуясь за себя со своими недопереваренными Достоевским и Толстым, думает: "Какие же вы, ребята, примитивные". Ведь в реальной жизни, дальше думает он, бывает иногда нужно отказаться от любви или дружбы, если твоя жизнь или жизнь твоих детей зависит от этого, если иначе - вечная нищета и неустроенность. Ведь в реальной жизни необходимо иногда забыть про оскорбление и пойти просить оскорбителя о том, что иначе никак не получишь. И главный принцип - "каждый за себя", потому что никто обо мне не позаботится, кроме меня самого. Иначе - как жить? Как жить и устраиваться, если не принимать и не понимать неоднозначность событий? В каждом событии и явлении есть и обратная сторона - так в реальной жизни и в российском сериале, а американцы, тупой народ, этого не видят. И вообще, американский фильм с безупречным героем больше похож на пропаганду американского образа жизни, где все такие правильные. Мы-то, постсоветское поколение, понимаем, что жизнь неоднозначна даже в Америке, и они показывают победу правильных людей над мировым злом, только чтобы денег побольше срубить. Хэппи-энды, Великую Победу Добра над Злом перед титрами все любят, и никто не пойдёт смотреть на чёрную Победу Несправедливости и Страха над Правильностью и Смелостью. Тут и понимать ничего не надо. Ведь так?

Самое интересное, что не так. Так - только одно, а именно: американские мэйнстримные фильмы действительно однообразны и действительно своего рода пропаганда, своего рода манипуляция сознанием. Однако понимать - надо.

Американское мэйнстримное кино - вроде "Титаника", "Дня независимости", "Перл Харбора", "Спасти рядового Райана", "Банд Нью-Йорка" - вязнет на зубах, потому что в мозг вдалбливается одна и та же мысль: нельзя стучать, предавать друзей нельзя, нельзя отказываться от любви или дружбы из страха за свою жизнь, нужно бороться со злом пусть даже ценой своей жизни, нужно думать о других. Более того, явное и наглое зло должно и будет караться человеческими руками. Более того, если явное и наглое зло сильно и не шевелится под ударами одного человека, правильные люди объединятся и будут бить его вместе - и всё равно свалят. Более того, им есть ради чего это делать: это зло мешает им жить свободно и без страха, и они от него избавятся, потому что жить с ним нельзя. Более того, у них ничего не получится, если каждый будет за себя.

Человеку, унаследовавшему советизированную ментальность, это кажется детской глупостью. Он не верит в эту наивную, как он считает, мысль, эту примитивную американскую мораль. Зная неоднозначную реальную жизнь, он возражает: никогда не наберётся достаточно правильных людей, чтобы свалить вселенское зло; природное в человеке - инстинкт самосохранения, а значит, каждый будет помнить, что на рожон лезть не надо, и не пойдёт на смерть ради борьбы со злом, которое всё равно сильнее; откуда уверенность, что я борюсь со злом, а не с мудрым, хотя и жестоким положением вещей. И много ещё возражений, хотя эти важнейшие.

Наш постсоветский россиянин прав, потому что он был так воспитан. Всё его искусство (которое он не очень понимал), но больше его газеты, его ежевечернее телевидение или радио, его разговоры и разговоры его приличных советских родителей - всё ему твердило, что он со своей жаждой справедливости в мире наивен.

Что же американец? Неужто нам его не жалко? Ведь не видел он настоящей жизни, какой она бывает.

А приехал бывший эмигрант, а теперь гордый американец, в глушь, где нет никакой цивилизации, никаких законов, никакой морали, а есть только такие же, как он, эмигранты с не очень чистым прошлым, каторжники и проститутки, воры и шулеры, дельцы, мошенники, авантюристы и миссионеры. И нужно ему, гордому американцу, отстоять свою жизнь и жизнь своих детей. Что же делать?

Вариант первый. У него нет выбора, он вооружается и отстаивает свою жизнь, жизнь своих детей и своё имущество от других, не гнушаясь никакими средствами. Но скоро и к нему его сосед применил крайнее средство и к его детям и к внукам. И знает сосед, что и к нему могут применить такое средство и к его детям и внукам, и он тоже никогда не сможет спать спокойно. И никогда не перестанет бояться за своё имущество. Не получается жить на новом месте, только умирать или жить в ожидании, когда к тебе применят крайнее средство.

Тогда вариант второй. Устанавливаются правила, согласно которым у всех равные права, нельзя убивать без суда и следствия, нельзя отнимать имущество, нельзя громить еврейские кварталы. Словом, принимаются нормы цивилизации, но не потому, что "дядя сказал", а потому что иначе не выжить, иначе - первый вариант, только умирать. И учит гордый американец своих детей, что если кто-то встанет и скажет, что можно нарушить закон, что можно забрать чужое или убить или разгромить еврейский квартал, и покажет на своём примере, то надо собраться и судить охальника со всей строгостью. А если придёт он не один, а будет их сто, то надо собраться всем городком и всё равно судить. А если с ним будет несколько сотен тысяч, надо подняться всем народом и всё равно судить (иначе - первый вариант) или погибнуть в борьбе с ним. И несколько поколений американцев, таких же гордых, усваивают это и верят в это, потому что это их жизнь и без этого они бы только умирали. Инстинкт самосохранения - природное в человеке, и, если хочешь выжить или если хочешь, чтобы достойно жили, а не умирали твои дети и внуки, - уважай закон, учи детей и внуков тому же и не давай несправедливости править в твоём мире.

Нет никакого данного свыше положения вещей (эмигранту, приехавшему на дикий континент, это объяснять не надо). Положение вещей, правила существования устанавливает человек. И если ему не безразлично это, если он знает, что от этого зависит его жизнь и жизнь его детей, то он поставит закон "не бить соседа" и будет его соблюдать, чтобы сосед однажды не начал бить его или его детей.

Есть или нет у событий и явлений обратная сторона и насколько неоднозначна та или иная ситуация, решает каждый для себя сам. Но чтобы быть сильной нацией и не бояться никакого мирового зла, нужно поколениями воспитывать в народе жажду справедливости, чтобы и вокруг думали так же, чтобы вместе сопротивлялись этому злу, чтобы каждый знал, что не должен терпеть зло и что зло будет наказано. А если зло долго не наказывается, то возьми и накажи его сам по нормам закона.

Вот вам и пропаганда. Но пропаганда справедливости в мире. Воспитание жажды справедливости и веры в неё в новых поколениях. И ирония, направленная на голливудское кино, больше вредит, чем помогает. Хотя и сам Голливуд с его непомерным индустриальным размахом (и наводящим на мысль о пропаганде), коммерческим характером и пренебрежением к художественной стороне - сам не создаёт себе положительной репутации. Это не так, мы полагаем, нужно исправлять, как - понимать.

Америка была главным врагом Советского Союза, но антагонизм, вероятно, был не столько на уровне идеологии, сколько на уровне ментальности. Советский строй воспитывал кроликов, послушно всё терпящих и боявшихся только каждый за свои дешёвенькие шкурки. В то время как Америка воспитывала общественный дух и общественное гражданское сознание. Люди, наделённые таким сознанием, чувствуют свою ответственность за то, что происходит вокруг них, и чувствуют себя в силах этим управлять. Они знают, что если наступит необходимость справиться с чем-то большим, они объединятся, и не может быть никакого "каждый за себя", потому что это верная гибель. Отчасти отсюда, мы думаем, стойкое непонимание или часто искажённое понимание американской культуры в России сегодня. Трудно придумать что-то более полезное для пост(слава Богу)советской, выздоравливающей нации, чем американский блокбастер, а мы иронизируем над тупостью американцев под видом патриотизма.

Если вы не любите американское кино, ваше право - смотрите сериалы. Но не думать над тем, что вас окружает, вы не можете, потому что от вас зависит, с чем по жизни пойдут ваши дети: с "каждый за себя" или с прочитанным и пережитым "Архипелагом ГУЛАГом".

Комментарии к статье

Discuss this in the Forum      Обсудить это на Форуме

Copyright ╘ 2004 by Sergey Karpukhin
Back to Café